Планирование
Важный навык эффективного руководителя
Планирование – это один из ключевых навыков эффективного руководителя. Роль планирования многие недооценивают. А зря. Правильно организованное планирование позволяет компании работать бесперебойно и уверенно достигать поставленных целей. В нашей копилке есть простые, но действенные инструменты, с некоторыми из которых вы познакомитесь в этой статье.

Мария Рихтер,
умеет хорошо планировать
Горизонты планирования
Выделяют три горизонта планирования:
Стратегическое планирование
Стратегия содержит важные для бизнеса цели, достижение которых будет приносить долгосрочный эффект. Мы встречали предпринимателей, которые занимались бизнесом только чтобы не работать по найму. Имея только такой мотив, они создают не успешный бизнес, а рабочее место с ненормированным графиком и кучей проблем.

Из-за отсутствия стратегии страдали многие наши клиенты:
1
не удовлетворяются ожидания собственника от бизнеса;
2
бизнес упирается в потолок и не видит возможностей роста;
3
ранее успешная компания становится неконкурентоспособной;
4
бизнес не развивается, потому что непонятно, куда направлять усилия;
5
компания постоянно получает неприятности из-за внешних угроз (конкуренты снизили цены, подвел единственный поставщик, появились альтернативные технологии и т.д.);
6
предприниматель работает по 10-12 часов в день, но не достигает комфортного личного дохода.
Бизнес, не имеющий стратегии, рано или поздно погибает. Обычно, горизонт стратегического планирования для малого бизнеса составляет 1-3 года. Планировать на более длительный период не имеет смысла, поскольку достаточно высок уровень неопределенности и нет большого запаса финансовой прочности. Самый простой метод стратегического планирования – это метод разрыва.
Суть метода разрыва для разработки стратегии
1
Определить желаемое состояние бизнеса

При определении желаемого состояния бизнеса необходимо ориентироваться на мотивы собственника. Постоянно проверяйте себя простым вопросом «Зачем?».
ПРИМЕР
— Хочу в два раза за год увеличить число магазинов.
— Зачем?
— Потому что наша команда научилась это хорошо делать.
— Вам нужны новые магазины, чтобы использовать все возможности команды?
— Нет.
— Тогда зачем?
— Я смогу закрепиться на федеральном уровне, открыв магазины во всех городах- миллиониках. Основной конкурент стал продавать франшизу. Мы можем потерять даже существующую долю рынка.
1
Проработать варианты работы с разрывом

После определения разрыва между желаемым и возможным состоянием бизнеса продумываются варианты сокращения разрыва.
ПРИМЕР
Для присутствия во городах-миллиониках необходимо открыть, как минимум 10 магазинов. ТОП-менеджмент открывает 1 магазин в месяц. Текущий штат управляющей компании сможет эффективно управлять еще 2 новыми магазинами.
Необходимо нанять еще 4 новых сотрудника. В текущем офисе нет места, поэтому требуется офис попросторнее. Мы не сможем переехать раньше чем через 6 месяцев, поэтому за год мы сможем открыть только максимум 8 магазинов.
Между желаемыми 10 магазинами и возможными 8 есть разрыв.
Тактическое планирование
Тактическое планирование позволяет детализировать стратегические цели. При отсутствии тактики стратегические цели никогда не достигаются, потому что предприниматель не может понять, что конкретно необходимо сделать, чтобы достичь стратегической цели.

Метод разрыва применим и для разработки тактики.
ПРИМЕР
Задачи для присутствия в городах-миллиониках через год:
— начать открывать новые магазины с января,
— параллельно проанализировать эффективность использования рабочего времени сотрудниками управляющей компании, найти зоны роста,
— в марте нанять нового сотрудника, обеспечив ему рабочее место,
— к концу июня синхронизировать две информационные системы компании, сократив ручную работу при переносе данных.
Оперативное планирование
Оперативное планирование связано с текущей ежедневной деятельностью.
При отсутствии оперативного планирования:

— Задачи не выполняются;
— Постоянно срываются сроки работ;
— Страдает качество;
— Повторяются одни и те же ошибки;
— Неэффективно используется время собственника бизнеса и его команды;
— Стратегия не реализуется, потому что ей ежедневно не уделяется время.

Оперативное планирование включает основы тайм-менеджмента, а также правила приемки и постановки задач.
ПРИМЕР
Правила приемки и постановки задач, позволяющие двигаться по тактическому плану:
— все задачи ставятся по SMART;
— все задачи фиксируются;
— сотрудник может не принять задачу, если понимает, что ему не хватает ресурсов для ее выполнения;
— при возникновении проблем с выполнением задачи сотрудник готовит несколько вариантов ее решения и вместе с руководителем выбирает лучшее;
— все задачи выполняются в установленные сроки;
— оперативное управление ведется по принципу регулярного менеджмента.
Как настроить эффективное планирование
Недостаточно поставить цель и ничего не делать. Планирование приносит результат только в связке с остальными функциями менеджмента:
1
планирование: ставить достижимые цели;
2
организация: создать все условия для выполнения планов;
3
мотивация: настроить работу сотрудников и вдохновить их на достижение целей компании;
4
контроль: проверять, все ли идет по плану.;
Результаты достигаются, если выстраивать управление по циклу регулярного менеджмента (планирование-мониторинг-анализ-корректировка). Это позволяет оперативно менять планы и реагировать на любые изменения.
Эвологика работает с малым бизнесом.

Это значит, что все статьи и материалы мы пишем для собственников и руководителей таких компаний. И стараемся донести сложные вещи максимально простым языком.

Мы заботимся о наших читателях-предпринимателях и экономим их время. Поэтому упрощаем, упрощаем, упрощаем.

Онлайн-курс «Оргструктура.
Бизнес-процессы»
Узнайте и попробуйте инструменты управления, который помогут владельцу бизнеса перестать терять деньги из-за бардака в своей компании
2
15
3
недели
обучения
видео
уроков
блока
тем
Шаблоны, процессы, алгоритмы, документы
Регистрируйтесь на первый бесплатный урок
ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ
Ваше имя
Ваш e-mail