Конкуренция. Конкурентное преимущество и как уследить за растущей компанией в условиях конкуренции

КОНКУРЕНЦИЯ - ЭТО ЗДОРОВО
Предприниматели мечтают, чтобы на их рынке не было конкуренции. «Как было бы здорово быть единственным на рынке и забирать всех клиентов себе» - думают они.
Мы в компании Evologika уверены, что в конкуренции больше пользы, чем вреда.


Бари Валиахмедов,
автор статьи
И вот почему:
В соревнованиях по бегу раскрывается максимум потенциала и скорости, когда рядом бежит сильный оппонент. Конкуренция не зря считается главной движущей силой экономики. Чтобы преуспеть в бизнесе, нужны не только талант, усердие, знание менеджмента, маркетинга, но и достойные соперники. Когда конкурент дышит в затылок и любой в момент может обогнать — это большой стимул к развитию и укреплению позиций.

Чем конкуренция может быть полезна для начинающих предпринимателей:

  • Наличие других игроков на рынке подтверждает жизнеспособность выбранной бизнес-модели. У вас уже есть уверенность, что продукт или услуга протестированы, его покупают.
  • Быть первым в своей отрасли — это огромное преимущество, но на уже сформированном рынке вам не придётся расходовать дополнительный рекламный бюджет, чтобы объяснить потенциальным клиентам, какие проблемы решает ваш товар или услуга.
Для тех, кто уже не новичок в бизнесе также есть польза:
  • Если вы считаете, что вы достигли вершины — вы лидер отрасли. Но так ли это на самом деле? Нет достойных соперников и сравниться ни с кем.
  • В конкурентной борьбе «большая рыба» может стать лучшим учителем. Зная преимущества и недостатки сильного конкурента, можно использовать их как инструменты в развитии своей компании.
Благодаря появлению большого и сильного игрока на рынке у небольшой компании появляется цель — сохранить и увеличить свою долю рынка.
На рынке с высокой конкуренцией ожидания клиентов от сервиса, качества продукции и скорости завышены. Чтобы выжить в таких условиях нужно найти своё конкурентное преимущество.
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Как правильно выбрать конкурентное преимущество? Для начала ответьте на вопросы. Рекомендуем сразу фиксировать свои ответы и инсайты в «заметки» или блокнот:
1
Особенности компании
В трёх (и только в трёх!) пунктах зафиксируйте ответ на вопрос: «Что характеризует вашу компанию?»
2
Ценность для клиента
В двух (только в двух!) пунктах зафиксируйте ответ на вопрос: «За что нас больше всего ценят клиенты?
3
Зоны роста
В двух пунктах зафиксируйте ответ на вопрос: «Какие слабые стороны нам нужно улучшить в ближайшее время?» В ответе на это вопрос ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывайте первые два шага. Если это не наша особенность и это не входит в ТОП две ценности для клиента, нужно ли над этим работать?А теперь, опираясь на свои ответы, вы точно сможете выбрать свое конкурентное преимущество.

Конкурентное преимущество любой компании можно разделить на два фундаментальных блока:
1
Конкуренция по цене
Ценовое преимущество достигается за счёт:

  • Снижения качества продукта (товара/услуги) в угоду низкой цены;
  • Оптимизации внутренних процессов;
  • Эффекта масштабирования.
2
Конкуренция по уникальности
Уникальности добиваются за счёт:

  • Качества продукта и сервиса;
  • Географического расположения;
  • Продукта, которого нет на рынке.
Зная особенности компании, ценность для клиентов и зоны роста выберете один из способов конкурировать в отрасли (по цене или уникальности). И в том и в другом случае можно обогнать конкурентов, главное не погнаться за двумя зайцами и держать один фокус внимания.
КАЧЕСТВО ИЛИ СЕРВИС
Если вы выбрали второй критерий отличия для своего продукта и услуги, то есть решили отличаться от конкурентов высоким качеством и сервисом, важно понимать на что, обращают в первую очередь внимание клиенты.
Ответ из серии #кэп

Большинство клиентов высоко ценит и то, и другое:
1
Нам всем хочется, чтобы покупку нам вручал улыбающийся и благожелательный продавец, даже если мы покупаем что-то на один раз.
2
Мы также хотим, чтобы любой продукт или услугу, которые мы покупаем - оправдывали наши ожидания и давали ожидаемый результат даже за невысокую цену
Качество для потребителя — это способность удовлетворить его потребность и запрос. Соответствие: ЦЕНА – ЦЕННОСТЬ. Первостепенная задача - всегда держать этот баланс. Только тогда клиенты будут согласны платить вам за товар или услугу.

Чтобы продукты только высокого качества «выходили» из компании, рекомендуем в работе всей компании использовать принцип внутреннего клиента (см. в интернете что это). Если этот принцип работает на каждом шаге бизнес-процесса, «сбои и ошибки» просто не выйдут за пределы компании, и клиенты будут видеть только качественный продукт на выходе.

Задача клиентского сервиса — повысить лояльность клиентов.

На каждом этапе контакта с клиентом сервис может стать решающим фактором. Сервис — это работа с ожиданиями. Необходимо делать всегда чуть больше, чем ожидает клиент. Для повышения качества сервиса очень важно работать со всеми сотрудниками (включая тех, кто не работает с клиентами напрямую). Главная задача - создать в компании культуру, в которой всё работает на удовлетворение клиента. Каждый член команды понимает, кто приносит деньги в компанию, и что он может сделать, чтобы принести пользу для клиента.

КАК УСЛЕДИТЬ ЗА РАСТУЩЕЙ КОМПАНИЕЙ
Если вы уже выбрали то, чем вы отличаетесь от конкурентов и делаете достаточно усилий в нужном направлении (производство, сервис, маркетинг, продажи, сопровождение и т.д.) компания неизбежно будет расти. Увеличиваются торговые/производственные площади, количество персонала, партнеров, усложняется оргструктура.

Для того, чтобы УСЛЕДИТЬ ЗА РАСТУЩЕЙ КОМПАНИЕЙ и не дать конкурентам обойти вас, мы советуем внедрить в жизнь вашей компании:

Предложения и инициативы при такой организации работы исходят не от собственника «сверху», а от самих сотрудников. И тогда происходит то, что казалось невероятным — стандарты действительно работают и используются, вся компания становиться живой и развивающейся.
1
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
Описав все основные направления компании в виде бизнес-процессов, вы сможете взглянуть на свой бизнес «сверху». Увидеть, как протекают все процессы, и где происходят «сбои» и потери эффективности.
2
ДОСКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
С помощью простых и наглядных инструментов можно вести проекты, отслеживать выполнение задач и плановых показателей.
3
РАБОЧАЯ ГРУППА ПО РАЗВИТИЮ
В неё могут входить рядовые работники и ТОПы. Это сотрудники которые заинтересованы в развитии. Вовлечённая команда по развитию бизнеса будет активно работать над разработкой и совершенствованием стандартов, инструкций и регламентов.

Предложения и инициативы при такой организации работы исходят не от собственника «сверху», а от самих сотрудников. И тогда происходит то, что казалось невероятным — стандарты действительно работают и используются, вся компания становиться живой и развивающейся.
РЕЗЮМЕ
Конкуренция - это нормальное и вполне положительное явление, если правильно к ней относится и извлекать пользу. Главное - решить, чем вы отличаетесь от ваших конкурентов. Ценой или все-таки высоким качеством и сервисом. Если выбрали второе, то неизбежно ваша компания будет расти и развиваться. А для того, чтобы уследить за за растущей компанией, выстраивайте систему. Начните с вовлечения команды и бизнес-процессов.
Эвологика работает с малым бизнесом.

Это значит, что все статьи и материалы мы пишем для собственников и руководителей таких компаний. И стараемся донести сложные вещи максимально простым языком.

Мы заботимся о наших читателях-предпринимателях и экономим их время. Поэтому упрощаем, упрощаем, упрощаем.

Онлайн-курс «Оргструктура.
Бизнес-процессы»
Узнайте и попробуйте инструменты управления, который помогут владельцу бизнеса перестать терять деньги из-за бардака в своей компании
2
15
3
недели
обучения
видео
уроков
блока
тем
Шаблоны, процессы, алгоритмы, документы
Регистрируйтесь на первый бесплатный урок
Директор по развитию на аутсорсинге
Ответственный человек в вашу компанию, который профессионально выполняет функцию развития и наведения порядка

Разработает и внедрит вместе с вашей командой:


оргструктура
бизнес-процессы
регламенты и чек-листы
совещания
система мотивации
управленческие чек-листы
KPI
финансовая модель
база знаний компании
должностные папки
система мотивации
правила делегирования и др.
БЕСПЛАТНО
ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ
Ваше имя
Ваш e-mail